VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление оборотным капиталом и пути эффективности его использования на уровне предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003784
Тема: Управление оборотным капиталом и пути эффективности его использования на уровне предприятия
Содержание
ЧАСТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ 
 АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Направление – 38.03.01 «Экономика»
Профиль – Финансы и кредит


Безрукова Марина Николаевна

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Управление оборотным капиталом и пути эффективности его использования на уровне предприятия 


Научный руководитель                                        Целищева Екатерина Валерьевна





УФА 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Состав и структура оборотного капитала на предприятии…………….……..6
1.2 Сущность и функции управления оборотным капиталом на предприятии...13
1.3 Методы управления оборотным капиталом на предприятии……………….23
2.  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПЛАЗА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Плаза»...……...…..33 
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Плаза»……………………………….37
2.3 Оценка эффективности управления оборотным капиталом в ООО «Плаза»…………………………………………………………………….……......45
3.  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПЛАЗА»
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса управления оборотным капиталом в ООО «Плаза»…...………………...…………………………………..56
3.2 Экономический эффект мероприятий по совершенствованию управления оборотным капиталом в ООО «Плаза»………………………………..……….…66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………………………………………….74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЯ…..……………………………………………………………….83





ВВЕДЕНИЕ
     
     Оборотные средства находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной жизни предприятий. В сфере производства они необходимы для обеспечения бесперебойности питания производственного процесса, в сфере торговли, соответственно, для обеспечения товарооборота.
     В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Поэтому вопросы управления оборотным капиталом, основанного на научном подходе, приобретает важное значение.
      Таким образом, сегодня актуальность управления оборотным капиталом на предприятии не вызывает сомнения, так как успешная работа любого предприятия зависит от ряда условий, одним из важнейших среди которых является наличие необходимого объема оборотных средств. В условиях конкурентной среды эффективность производства является основополагающим фактором, позволяющим предприятию занимать ведущие позиции в своей нише рыночной инфраструктуры. Таким образом, проблемы рациональной организации оборотных средств и повышения эффективности их использования, остро встают перед предприятиями, поскольку решение этих вопросов являются залогом обеспечения непрерывности производственного процесса и одним из слагаемых рентабельного производства. 
     Цель выпускной квалификационной работы – определить состояние и проблемы управления оборотным капиталом предприятия (на примере ООО «Плаза») и разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотным капиталом на предприятии. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – изучить теоретические основы процесса управления оборотным капиталом на предприятии;
     – рассмотреть организацию процесса управления оборотным капиталом на предприятии;
     – проанализировать систему показателей эффективности процесса управления оборотным капиталом на предприятии;
     – выявить проблемы процесса управления оборонным капиталом на предприятии;
     – разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления оборотным капиталом и определить экономический эффект их внедрения.
     Объект исследования – ООО «Плаза», основным видом деятельности которого является оптово-розничная торговля продуктами питания. 
     Предмет исследования – процесс управления оборотным капиталом предприятия. 
     Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, нормативно-техническая документация, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента. Среди них авторы: Баканов М. И., Басовский Л. Е., Гиляровская Л. Т., Жданов С. А.,  Ковалева A. M., Котляров С. А., Кондраков Н. Н., Лапуста М. Г., Николаева С. А., Прыкин Б. В., Савицкая Т. В., Скалай Л. Т., Трубочкина М. Г., Шеремет А. Д. и другие специалисты.
     Степень научной разработанности темы исследования.  При написании работы были использованы учебная и специальная литература, учредительные документы и данные бухгалтерского баланса ООО «Плаза» за период 2014-2016 годов, законодательные акты Российской Федерации, сведения из средств массовой информации, банк правовой информации «Консультант плюс» в Интернет.
     Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что в работе предложены теоретические рекомендации совершенствования деятельности конкретного хозяйствующего субъекта в области управления оборотным капиталом и эффективности его использования, что делает их возможными для непосредственного применения в исследованной организации.
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.













1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     1.1 Состав и структура оборотного капитала на предприятии
     
     Оборотный капитал является одной из составных частей имущества предприятий. Состояние и эффективность его использования во многом определяют эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.
     Рассмотрим понятия – оборотный капитал, оборотные средства, оборотные активы.
     Оборотный капитал – элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в затраты на создание нового продукта (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги) [50,с.52].
     Оборотный капитал есть стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.
     Оборотные средства, также называемые оборотным капиталом – те средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно-материальные ценности и денежные средства.
     Оборотные активы – это оборотные средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.
     В экономической литературе и в хозяйственной практике термин «оборотные средства» употребляется наравне с термином «оборотный капитал», что вполне объяснимо: оборотные средства (оборотный капитал) –
это денежные средства, вложенные в оборотные активы и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности [31, с. 55].
     Завершив один кругооборот (деньги – товар – деньги), оборотные средства вступают в новый, то есть кругооборот совершается непрерывно.
     В составе оборотного капитала организации выделяют товарные запасы; издержки обращения на остаток товаров; дебиторскую задолженность; денежные средства; краткосрочные финансовые вложения; расходы будущих периодов. Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестируемых в сферу обращения на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения [41, с. 41].
     Оборотные средства по степени планирования подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
     К нормируемым относятся:
     – запасы товаров текущего хранения в розничной сети, на складах, и в пути;
     – денежные средства в кассах и в пути;
     – запасы тары порожней и под товаром;
     – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасы топлива, горючего и материалов для хозяйственных нужд;
     – расходы будущих периодов;
     – запасы сырья и товаров на предприятиях общественного питания.
     К ненормируемым относятся: денежные средства на счетах в банке, средства в расчетах (дебиторы).
     Структура оборотных средств торговли характеризуется высокой долей товарных запасов – около 90 процентов от общей стоимости оборотных средств, незначительным удельным весом денежных средств – около 5 процентов и расчетами – 5 процентов [38, с. 56].
     
     По источникам формирования оборотные средства характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.
     В оборотных активах организации находятся собственные и заемные оборотные средства. До 1992 г. в России считалось оптимальным соотношение собственных и заемных оборотных средств 50:50. В настоящее время обеспеченность организаций собственными оборотными средствами очень низкая. У большинства из них она не превышает 5 – 10 процентов, а многие организации работают исключительно на заемных оборотных средствах.
     Собственные оборотные средства обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность, определяют финансовую устойчивость организации. Первоначально собственные оборотные средства формируются за счет ее уставного фонда, часть которого направляется на закупку товаров и другие текущие торговые затраты. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств происходит за счет чистой прибыли организации (капитализируемой ее части).
     В каждой организации постоянно находятся в обороте и используются на вполне законных основаниях средства, приравненные к собственным. Это устойчивые пассивы, которые не принадлежат организации, но она всегда ими пользуется. К устойчивым пассивам относятся: переходящая задолженность по оплате труда работников; задолженность перед участниками (учредителями) организации по выплате доходов, задолженность по налогам и сборам, срок уплаты которых не наступил; задолженность организации по авансам и частичной оплате (предоплате) товаров [22, с. 143].
     В условиях полной хозяйственной самостоятельности в обороте организации могут находиться: 
     1) не используемые остатки резервного фонда, фондов производственного развития, социальной сферы, фонда уценки товаров и других специальных фондов;
     2) амортизационный фонд (это нарушение принципа целевого использования, но в условиях нестабильной экономической ситуации, высоких темпов инфляции, острой нехватки собственных оборотных средств, высоких банковских процентов коммерческие организации вынуждены прибегать к использованию амортизационного фонда для формирования оборотных средств) [19, с. 157].
     В акционерных обществах практикуется дополнительный выпуск акций и их размещение, что ведет к увеличению уставного капитала, часть которого может быть направлена на пополнение оборотных средств.
     Кроме собственных финансовых ресурсов, в обороте организации находятся краткосрочные кредиты банков и других кредиторов. Одним из источников формирования оборотных средств является привлечение торговой организацией в хозяйственный оборот средств в форме кредиторской задолженности. Часть такой задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает из-за нарушения сроков оплаты товаров и расчетных документов. За такую задолженность организации, возможно, придется дорого расплачиваться, вплоть до инициирования кредиторами процедуры банкротства.
     В процессе управления организацией важно правильно определить потребность в оборотных средствах. Величина их должна быть минимальной, но достаточной, то есть обеспечивающей бесперебойное финансирование текущих затрат. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию и омертвлению финансовых ресурсов. Занижение оборотных средств может привести к перебоям в торговле, к несвоевременному выполнению организацией своих обязательств. Только оптимальная обеспеченность оборотными средствами минимизирует затраты, улучшает финансовые результаты, обеспечивает ритмичную и слаженную работу организации [27, с. 112].
     Размер оборотных средств зависит от объема товарооборота, ассортимента реализуемых товаров, условий их поставки, порядка расчетов и других факторов.
     Потребность в оборотных средствах определяется путем их нормирования, которое представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для организации и осуществления нормальной деятельности.
     Нормирование оборотных средств в торговле практически сводится к определению потребности в товарных запасах, на долю которых в большинстве торговых организаций приходится 80 – 90 процентов всех оборотных активов (другие элементы оборотных активов (дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность) нормированию не поддаются).
     Оборотные активы можно классифицировать по различным признакам (основаниям) (рисунок 1). 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
     
Рисунок 1 – Классификация оборотного капитала

     Финансовое состояние предприятия находится в прямой зависимости от наличия и эффективности использования оборотных средств. В хозяйственной практике оценка эффективности использования оборотных средств осуществляется через показатели их оборачиваемости. Под оборачиваемостью понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента покупки товаров до их реализации [36, с. 154].
     Оборачиваемость оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: 
     1) длительностью одного оборота в днях;
     2) количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости).
     Длительность одного оборота оборотных средств определяется как отношение средней суммы оборотных средств за определенный период на однодневный объем продажи товаров.
     Количество оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости) исчисляется путем деления объема товарооборота на среднюю сумму оборотных средств за определенный период.
     Показатели оборачиваемости можно определить по всем оборотным средствам и по отдельным их элементам. Поскольку в торговле основным элементом оборотных средств являются товарные запасы, то первостепенное значение имеет скорость обращения товаров, измеряемая показателями товарооборачиваемости в днях и в разах.
     Товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота товарных запасов) определяется путем деления объема товарооборота за определенный период на среднюю сумму товарных запасов за тот же период.
     Товарооборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости товарных запасов) определяется путем деления средней суммы товарных запасов за определенный период на однодневный товарооборот за тот же период. Этот показатель можно определить и по-другому – разделив количество дней в анализируемом периоде на продолжительность одного оборота товарных запасов в днях [22, с. 132].
     При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются соответствующие активы и источники их формирования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства.
     Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение – это прямое уменьшение потребности в оборотных средствах, которое происходит в тех случаях, когда плановый объем товарооборота выполнен при меньшем объеме оборотных средств по сравнению с плановой потребностью (нормативом).
     Относительное высвобождение оборотных средств происходит, когда при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности обеспечивается перевыполнение товарооборота. При этом темп роста объема товарооборота опережает темп роста оборотных средств.
     Обобщающим показателем эффективности использования оборотных средств является их рентабельность. Этот показатель определяется как отношение суммы прибыли к средней сумме оборотных средств за определенный период. Он характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль вложенных оборотных средств, поэтому вполне обоснованно его можно называть показателем отдачи оборотных средств, отражающим эффективность работы предприятия [31, с. 161].
     Таким образом, оборотный капитал – это активы (средства), которые превращены в наличность в ходе нормальных операций предприятия в течение периода, не превышающего один год.
     Оборотный капитал – это финансовые ресурсы, вложенные в объекты, использование которых осуществляется предприятием либо в рамках одного
      воспроизводственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода (как правило, не более 1 года).
     1.2 Сущность и функции управления оборотным капиталом на предприятии

     Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия и улучшение его финансового состояния во многом зависят от рационального использования и эффективного управления оборотным капиталом.
     Управление оборотным капиталом составляет наиболее обширную часть финансового менеджмента во всей системе управления использованием капитала предприятия. Это связано с существованием большого количества элементов актива, формируемых за счет оборотного капитала, требуемых индивидуализации управления. Важность проявляется и высокой динамикой трансформации видов оборотного капитала; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельностью и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. 
     Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающаяся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования [17, с. 154].
     Политика управления оборотным капиталом предприятия разрабатывается по следующим основным этапам.
     1 этап – анализ оборотных активов торгового предприятия в предшествующем периоде. Для этого рассматривается динамика общего объема оборотного капитала, динамика состава оборотных активов предприятия. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности. Изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных средств и общей их суммы с использованием показателей – коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов, устанавливается общая продолжительность и структура операционного и финансового циклов предприятия. Определяется рентабельность оборотных активов. Затем рассматривается состав источников финансирования оборотных активов, динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы, определяется уровень финансового риска. Результаты позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотным капиталом предприятия и выявить основные направления его увеличения в предстоящем периоде.
     2 этап – определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия:
     * консервативный подход – предполагает создание высоких размеров резервов оборотного капитала на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшении условий торговли, задержки инкассации дебиторской задолженности и т.д. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов – оборачиваемости и уровне рентабельности;
     * умеренный подход – направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создания нормированных страховых их размеров;
     * агрессивный подход – заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако, любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции [42, с. 165].
      3 этап – оптимизация объема оборотных активов. Оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска использования оборотного капитала. Сначала определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, торгового и финансового циклов предприятия. Затем оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов путем нормирования периода их оборота и суммы и определяется общий объем оборотных активов торгового предприятия на предстоящий год.
     4 этап – оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала.
     5 этап – обеспечение необходимой ликвидности используемых активов.
     6 этап – увеличение рентабельности оборотного капитала. Оборотные активы должны обеспечивать определенную прибыль при их использовании в деятельности предприятия. Составной частью разрабатываемой политики является обязательное использование временно свободного остатка денежных активов для формирования портфеля краткосрочных финансовых вложений.
     7 этап – обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
     8 этап – формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
     9 этап – формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
     Управление запасами (товарные запасы, расходы будущих периодов и готовую продукцию), означает, прежде всего определение потребности в этих запасах, обеспечивающих бесперебойный торговый процесс и реализацию определенной потребности фирмы в финансовых ресурсах для создания конкретных видов запасов и нормирования.
     Недостаток товарных запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его существования, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из–за вынужденных нерациональных замен и повышению издержек обращения на остатки товаров. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов. 
     Определение потребности предприятия в финансовых ресурсах для создания конкретных видов запасов осуществляется посредством нормирования оборотных средств.
     Правильное исчисление этой потребности имеет большое экономическое значение, так как устанавливается постоянно необходимая минимальная сумма собственных оборотных средств, обеспечивающая устойчивое финансовое состояние предприятия.
     Норма оборотных средств – это относительная величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей, устанавливаемая, как правило, в днях. Нормы оборотных средств зависят от норм расхода материалов в производстве; норм износостойкости запасных частей и инструментов; длительности производственного цикла; условий снабжения и сбыта [33, с. 165].
     Норматив оборотных средств – минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая предпринимательскую деятельность, которая определяется с учетом потребности в средствах, как для основной деятельности, так и для капитального ремонта. Нормирование оборотных
      средств должно обеспечить оптимальную величину всех составляющих элементов оборотных активов [27, с. 187]. 
     Потребность предприятия в нормируемых запасах оборотных средств в течение торгового цикла рассчитывается по формуле (1):
     
                                       Ро = Нз + Ннп +Нгп,                                                 (1)
      
      где Нз – нормативная потребность в материалах; 
      Ннп – норматив незавершенного производства; 
      Нгп – норматив готовой продукции. 
     Норматив по торговым запасам исчисляется следующим образом (2):
     
                                        Н = Р ? (Т + С + М + А + Д),                              (2)
     
      где Н – норматив по запасам;
      Р – среднедневной расход запасов;
      Т – текущий запас;
      С – страховой запас;
      М – транспортный запас;
      А – технологический запас;
      Д – подготовительный запас.
      
     В свою очередь, текущий запас – основной вид запаса, поэтому норма оборотных средств в текущем запасе является главной определяемой величиной всей нормы запаса в днях. Страховой запас необходим для каждого предприятия для гарантии непрерывности процесса торговли в случае нарушения условий и сроков поставки. Транспортный запас создается на период разрыва между сроком грузооборота и документооборота. Технологический запас создается на период времени для подготовки товаров к торговле.
     При управлении запасами товарно-материальных ценностей особое внимание должно быть уделено составлению бюджета закупки. Данная информация позволяет решить следующий комплекс задач: 
     * выявить дефицитные позиции материальных ресурсов; 
     * выбрать позиции материальных ресурсов, по которым сформировались излишние запасы и их можно реализовать; 
     * оценить обеспеченность запасами и их структуру; 
     * проанализировать структуру оборотных средств на предприятии; 
     * определить, что и когда нужно заказать, в каком объеме, даты очередных заказов на поставку материальных ресурсов (то есть сформировать план материально–технического снабжения на очередной месяц); 
     * определить потребность в финансовых ресурсах для обеспечения;
     * необходимых поставок материалов в плановом месяце и т.д.[17, с. 233].
     Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах, и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках финансово–хозяйственной деятельности.
     Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные; расчеты с дебиторами за товары и услуги; расчеты по полученным векселям; расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам; задолженность участников по взносам в уставный капитал; расчеты с прочими дебиторами.
     Для управления дебиторской задолженностью  фирмам в российских экономических условиях можно использовать следующие приемы:
     1) исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приема как для развитых рыночных отношений, как и для периода становления и развития рынка следует отметить, что в последнем случае указанный способ особенно эффективен;
     2) периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов  должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов;
     3) использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже;
     4) формирование принципов осуществления расчетов фирмы с контрагентами на предстоящий период; 
     5) выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита; 
     6) определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту; 
     7) формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем; требование страхования дебиторами кредитов и др.;
     8) формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами;
     9) определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагента – дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия [25, с. 177].
     Управление денежными активами или остатком денежных средств, постоянно находится в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего использования оборотного капитала [17, с. 119].
     В состав денежных средств включаются: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, а также краткосрочные финансовые вложения. Размер остатка денежных активов, которым оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности, влияет на продолжительность операционного цикла, а также характеризует в определенной мере инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых вложений за счет оборотного капитала.
     Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Наряду с этой основной целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка.
     С учетом основной цели использования оборотного капитала в процессе осуществления управления денежными активами формируется соответствующая финансовая политика. В процессе ее формирования следует учесть, что требования обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого актива денежных активов, то есть преследует цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, следует учесть, что денежные активы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка [16, с. 175].
     Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, то есть поступления (притока) и использования (оттока) денежных средств. Определяется разница между притоком и оттоком, что является чистым денежным потоком со знаком плюс или минус. Если сумма оттока больше, то для обеспечения прогнозируемого денежного потока рассчитывается величина краткосрочного финансирования в виде банковской ссуды или других поступлений.
     Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность.
     Финансовое положение предприятия во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства пройдут кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при наличии одной и той же суммы оборотных активов. Задержка оборачиваемости требует дополнительных вложений и может вызвать значительное ухудшение экономики предприятия. 
     Эффективное использование оборотных средств предполагает решение следующих актуальных задач:
     * определение средних остатков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности и др.;
     * определение оборачиваемости и длительности одного оборота;
     * количественное определение влияния факторов на изменение показателей оборачиваемости и длительности одного оборота;
     * расчет высвобождения оборотного капитала за счет ускорения оборачиваемости и сокращения длительности одного оборота;
     * расчет показателя рентабельности оборотных активов;
     * расчет резервов ускорения оборачиваемости оборотных средств [16, с. 164].
     Необходимым условием снижения себестоимости продукции, роста прибыли и рентабельности является эффективное управление материальными ресурсами, поскольку они, как правило, занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции. 
     Эффективное управление материальными ресурсами предполагает решение следующих задач:
     * оптимизация общего размера и структуры материальных ресурсов;
     * минимизация затрат, связанных с их доставкой, хранением и обслуживанием;
     * обеспечение эффективного контроля за их сохранностью и движением [25, с. 266].
     От оптимальной доли запасов в структуре активов в значительной степени зависят конечные результаты деятельности предприятия. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, сократить затраты на хранение, высвободить из оборота часть капитала. 
     Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности (Рок), рассчитываемый как (3) [14, с. 112]: 
     
                                                          ,                                                    (3)
     
      где Рок – показатель рентабельности оборотного капитала;
      Прп – прибыль от реализации продукции;
      Сок – величина оборотного капитала.
      
     Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.
     Таким образом, управление оборотным капиталом на предприятиях важно в решении ключевой проблемы финансового состояния: достижения оптимального соотношения между ростом рентабельности товарооборота (максимизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечением устойчивой платежеспособности, которая служит внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия. Исключительно важной задачей является также обеспеченность запасов и издержек обращения предприятия торговли источниками их формирования и поддержание рационального соотношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.
     
     1.3 Методы управления оборотным капиталом на предприятии

     С учетом основной цели использования оборотного капитала в процессе осуществления деятельности формируется соответствующая финансовая политика. 
     Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44